Европейская философия ХХ века

Ядов Введение Предмет данного исследования — страх перед социально значимыми негативными событиями и процессами, оцениваемыми массовым сознанием как катастрофа. Нас не будут интересовать проблемы типа безработицы, смертельной болезни или гибели близких. В центре внимания — массовые страхи и ожидания катастрофических сдвигов, начиная от угроз местного значения до региональных, национальных и планетарных. Эти темы не получили до сих пор существенной разработки в социологии. Это не вполне понятно, так как здравый смысл, на котором базируется наука, предполагает, что настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего. Как ни странно, но даже исследования качества жизни, проводившиеся с х годов, большей частью игнорировали роль страхов в человеческой жизни 1.

Тема: Западная философия века

Основные предпосылки и особенности философии ХХ века. Современная западная философия — философия ХХ века — отличается от классической философии — философии, которая сложилась в предшествующие века. Классическая философия основной задачей деятельности человека считала познание природы и общества с целью их разумного преобразования. Она считала, что история в целом движется в прогрессивном направлении. Можно сказать, что классическая философия была оптимистична.

Такие обыденные слова, как страх, тревога, забота, сплетня, смерть, приобретают Философия ХХ в., получившая название философии кризисного.

Характерные особенности философии ХХ века. ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии. Наука из формы познания мира превратилась в главное средство его преобразования. Человеческие возможности стали сопоставимыми с силами природы. В то же время развитие науки и техники породило множество проблем.

Проявлением этого стали, с одной стороны, мировые войны, а с другой — создание большого количества международных организаций. Эти и другие факторы определили основные тенденции развития философии. Различия между философскими направлениями связаны, в первую очередь, с оценкой роли науки и техники в жизни общества.

Экзистенциальная философия в ХХ веке Экзистенциализм, или философия существования от лат. Гуссерля, а также философии Ф. В ХХ веке - в кризисные моменты истории периоды после первой и второй мировых войн, связанные с крушением идеалов, поиском новых ориентиров в жизни экзистенциальные идеи становятся популярными во многих странах Европы, а позже с конца х гг.

В России экзистенциальное учение развивают Н.

ХХ век в истории человечества был эпохой невиданных потрясений, поставивших В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу.

План Основные предпосылки и особенности философии ХХ века. Философии и проблемы языка: Философия ХХ века о человеке: Основные предпосылки и особенности философии ХХ века. Современная западная философия — философия ХХ века - отличается от классической философии - философии, которая сложилась в предшествующие века. Классическая философия основной задачей деятельности человека считала познание природы и общества с целью их разумного преобразования.

Она считала, что история в целом движется в прогрессивном направлении. Можно сказать, что классическая философия была оптимистична. Однако французская революция, наполеоновские войны в Европе внесли сомнения в значимость просвещения для смягчения общественных нравов.

Экзистенциальная философия в ХХ веке

Поиск по произведению Введение Предмет данного исследования — страх перед социально значимыми негативными событиями и процессами, оцениваемыми массовым сознанием как катастрофа. Нас не будут интересовать проблемы типа безработицы, смертельной болезни или гибели близких. В центре внимания — массовые страхи и ожидания катастрофических сдвигов, начиная от угроз местного значения до региональных, национальных и планетарных. Эти темы не получили до сих пор существенной разработки в социологии.

Это не вполне понятно, так как здравый смысл, на котором базируется наука, предполагает, что настроение и поведение отдельных людей, групп и нации в целом весьма зависимы от тех чувств — оптимистических, или пессимистических, — которые они питают в отношении будущего.

Таким образом, для античной философии абсурд — это симптом и . В логике и гносеологии второй половины XIX — начала XX века (X. Зигварт, . существования, такие, как забота, страх, бытие-в-мире, настроенность и другие.

В определенном смысле тревога всегда была в центре внимания философии, если согласиться с тем, что философию рождает неуверенность человека в своем происхождении, в своей судьбе. Исследование философского смысла понятия тревоги могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но в данном исследовании мы хотели бы рассмотреть проблему тревоги в европейской и американской философии - ХХ веков. Проблема тревоги начинает активно подниматься во второй половине века.

Социокультурные изменения - развитие буржуазного общества, капитализма, распространение протестантизма - приводят к актуализации проблемы тревоги. Кьеркегора философия не обращалась к проблеме человека, с Кьркегором же философия повернулась от метафизики к экзистенциальной тематике. Происходит поворот к человеку - на первый план выходит философия экзистенциализма.

Актуализация тревоги в жизни человека приводит к ее актуализации в философии. Исследование проблемы тревоги является важным для понимания генезиса современной философии - экзистенциализма, персонализма, поздней феноменологии. Такое исследование позволяет нам понять, как формируется современная философская проблематика, онтология. ХХ век для человечества был эпохой потрясений, которые поставили под сомнение традиционные ценности культуры и само бытие человека.

Это стало причиной того, что в ХХ веке получили большое распространение научные теории, предвещающие человеческой цивилизации катастрофический исход.

Тема 1.7 Философия ХХ века

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Культура ХХ века под воздействием научно- технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против.

В результате образуются два направления: Представители этой философско-мировоззренческой позиции подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, являются причиной обострения экологической ситуации, военной опасности.

4 Проблематика страха в русской религиозной философии конца XIX - первой половины XX веков созвучна таковой сегодня и актуальна для.

Фрейдизм и неофрейдизм……………………………………………………13 Список использованной литературы…………………………………….. Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. В результате образуются два направления: Представители этой философско-мировоззренческой позиции подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, являются причиной обострения экологической ситуации, военной опасности.

Наука рассматривается как угроза существования человека и всей человеческой цивилизации. Таким образом, внутрифилософские процессы в ХХ веке проходили на фоне координальных изменений в культуре, и теперь основные вопросы философии рассматриваются сквозь призму дилеммы сциентизма и антисциентизма. Идеалы научного знания, прежде всего знания атематического, такие как объективность рассмотрения, доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, рассматриваются в качестве идеалов философии как науки.

Конечно, представление о том, что такое наука, с течением времени потерпело существенные изменения, однако идеал научной рациональности достаточно долго оставался определяющим для стиля и направления европейского мышления в целом. И хотя с середины века его универсальность для многих мыслителей оказывается сомнительной, ибо интерес философского умозрения все более смещается с объективного мира на внутренний мир субъективных переживаний человека.

На фоне этой тенденции в ХХ веке возобновляются новые попытки восстановления идеи универсальности научного знания и не прекращаются усилия по построению философии как строгой науки.

ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА страха

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки. Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии современности. Культура ХХ века под воздействием научно-технического прогресса как бы разделяется на тех, кто за научно-технический прогресс, и на тех, кто против. В результате образуются два направления: Представители этой философско-мировоззренческой позиции подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, являются причиной обострения экологической ситуации, военной опасности.

Наука рассматривается как угроза существования человека и всей человеческой цивилизации.

падной философии XX века и создается целостное представление о. путях зрения, слуха, обоняния, осязания, страха, вызова и т.п.

Экзистенциалистская философия, фрейдизм, а также энвиронментализм, развившийся в последние десятилетия, — подтверждение этого сдвига. Разрушительные силы природы, конечно, действуют по-прежнему, но они отошли в область технических, технологических интересов, организационных усилий, направленных на предвидение возможных ущербов и уменьшение повседневных рисков.

Прогнозы погоды, где жизнерадостные дикторы просвещают телезрителей о вероятности бурь, ураганов, наводнений, штормов, циклонов и т. Философия же прочно сместилась в сторону осмысления разрушительного начала, скрытого в человеке. Таким образом, в философии ХХ века разработка понятия страх обращена своим вектором в обратную сторону от макроисторических построений философии истории.

страхи перемещаются вовнутрь микрокосма человеческой личности.

Философия: Направления и проблемы западной философии ХХ века, Реферат

К их числу относятся семья, возраст, гендер, место жительства. Действие этих факторов способно создавать ситуацию неопределенности, что и становится предпосылкой возникновения социальных страхов в относительно стабильном социуме. В настояще время публикация недоступна. Удовлетворяя информационные потребности человека, СМИ помогают ему более или менее адекватно структурировать окружающую реальность, упорядочить ее и объяснить, сделать понятной.

В силу естественных ограничений человек нередко не в состоянии самостоятельно интерпретировать окружающую реальность и потому охотно использует модели объяснения действительности, которые транслируются через СМК.

Духовные скрепы середины ХХ века: страх перед женщинами и крушением . Ненависть к женщине в русской утопической философии.

Построение философских систем в Новое время в значительной степени совпадает с разработкой метода научного познания. Бэкон одним из первых поставил перед собой задачу создания научного метода, дающего истинное и полезное знание. Он отвергает традиционные формы знания: Им поставлена цель направленного изучения природы и овладения ею. Наука должна приносить практическую пользу: Степень власти человека над природой находится, по мнению философа, в прямой зависимости от степени знания законов природы.

Основным источником познания Ф. Бэкон считает чувственный опыт. Он исследует основные возможные ошибки на пути опытного познания. Здесь возможно как предвосхищение природы связанное с перепрыгиванием от данных чувственного опыта к общим положениям , так и ее истолкование истинное познание на основе постоянного восхождения от частного к общему. Метод Бэкона ориентирован в основном на качественное познание природы.

Характерные особенности философии ХХ века.

Идея Бога рассматривается Шелером как высшая ценность, а любовь к Богу — как высшая форма любви и фундаментальный феноменальный акт. Переживание ценностей — не психический, а космический акт. Шелер, как и Гуссерль, считает философию высшей, наиболее широкой наукой о сущности.

ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ ВОСТОКА В XX ВЕКЕ. одиночество, страх, отчуждение и многие другие подобные состояния, возникающие в жизни.

Феномен страха в философии ХХ века фрейдизм и психоанализ. Другое влиятельное направление в философии ХХ века где категория страха играет важнейшую роль - фрейдизм и психоанализ. Ранний фрейдизм также различал два вида страха - перед внешней опасностью и глубинный иррациональный страх. Последний как и сартровский страх есть страх перед самим собой. Однако природа его интерпретируется иначе фрейдистский страх - это страх перед бессознательными разрушительными инстинктивными силами сконцентрированными в человеке перед импульсами которые прорываются из глубин человеческого существа.

Такая интерпретация страха актуализирует негативные стороны свободы показывая что искомая свобода если она не одухотворена моральной ответственностью не социализирована может обернуться антисоциальностью вихрем разрушения. Нереализованные желания оставшиеся вне культурных смыслов и этических норм таят в себе гигантскую катастрофическую силу. Бесстрашный сартровский человек откинувший все внешние авторитеты и страхи обращается здесь в демона- разрушителя. Он свободен и не боится даже самого себя - поэтому он представляет собой опасность для общества.

Психоанализ показывает что человечеству не следует вовсе отказываться от страха и от культуры даже если она и носит репрессивный характер как это утверждал Г. Маркузе Браун Джеймс Психология Фрейда и постфрейдисты. Рефл-бук Ваклер с Человек должен страшиться разрушительного начала заключенного в нем тогда возможен компромисс между этим началом и ограничивающими требованиями реальности. Салливен и другие последователи Фрейда придали его учению культурологический и социологический характер.

Вперед выдвинулись отношения между индивидуально-психологическим и социальным началами личности между культурой личности и культурой общества.

Главные философские споры XX века